Прогрессивный способ взаимодействия с ФНС

Налоговый мониторинг

Заменит традиционные проверки на удаленный онлайн-доступ к учетным данным налогоплательщика
Что мы предлагаем
Подготовка регламента информационного взаимодействия и других документов в xml формате
Совершенствование СВК и автоматизация учетных процессов
Диагностика готовности и Управление методологическими рисками
Внедрение различных вариантов информационного взаимодействия
Почему ФБК
Практический опыт
Сопровождение организаций при вступлении в НМ, разработке методологии на Витрину данных. Более 20 действующих клиентов в разных отраслях по услугам налогового мониторинга
Специальное ПО
Услуги по подготовке и заполнению документов в формате xml-файлов для представления в налоговые органы
Комплексный подход
Признанные лидеры налогового консалтинга и сопровождения мероприятий налогового контроля. Широкая предметная экспертиза, позволяющая применить комплексный подход к проекту
Конфиденциальность
Владельцами ФБК являются физические лица, граждане РФ. Сведения, полученные в ходе оказания услуг, хранятся на территории РФ
Повышение уровня налоговой определенности
Быстрое закрытие налогового периода
Налоговый мониторинг заканчивается через 9 месяцев после периода проверки (Акт выездной налоговой проверки принимается в среднем через 4 года. За это время существенно меняется правоприменительная практика, а также могут возникнуть сложности со сбором пояснений и документов).
Возможность получения мотивированного мнения налогового органа по планируемым и заключенным сделкам
Освобождение от выездных и камеральных налоговых проверок (за некоторыми исключениями)
Дополнительные преимущества и совершенствование режима НМ
Заявительный порядок возмещения НДС и акцизов. В случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по ставке рефинансирования ЦБ РФ, а не по двукратной ставке.

Представление документов через информационные системы организаций.
С 2024 года при истребовании документов в порядке ст. 93.1 НК РФ налоговые органы смогут самостоятельно выгружать данные из информационных систем организаций, уведомляя о факте такой выгрузки.
Для продления участия в НМ необязательно соблюдать суммовые критерии, и продление будет происходить автоматически без подачи заявления на следующий год.
Концепция развития налогового мониторинга, утв. Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р
  • Расширение числа потенциальных участников до 8 тысяч к 2024 году
  • Повышение доли плательщиков, которые предоставляют прямой доступ к своим информационным системам (ИС) — не ниже 10% в год
  • Повышение доли автоматизированных контрольных процедур — не ниже 20% в год
  • Повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков — не ниже 10% в год
  • Повышение доли мотивированных мнений, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок — не ниже 5% в год
  • Снижение уровня неопределенности порядка налогообложения — не ниже 5% в год
Направления развития налогового мониторинга
Интеграция налогового контроля в ИС налогоплательщиков
Отказ от налоговых проверок, истребования первичных документов
Автоматизация налогового контроля
Информирование налогоплательщиков о выявленных рисках и их совместная оценка
Повышение уровня доверия и эффективности урегулирования спорных вопросов, снижение затрат на представление документов
Согласование налоговой базы
Требования для вступления в налоговый мониторинг
Сумма подлежащих уплате налогов
Включая НДФЛ и страховые взносы — не менее ₽100 млн (ранее — 300 млн)
Доходы
По данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — не менее ₽1 млрд (ранее — 3 млрд)
Стоимость активов
По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации — не менее ₽1 млрд (ранее — 3 млрд)
Формы и форматы xml
Заявление, Регламент информационного взаимодействия (РИВ), Учетная политика, Сведения о взаимозависимых лицах, Информация о СВК, Дорожная карта и План-график
Информационное взаимодействие с ФНС
Витрина данных, Прямой доступ или ТКС (не действует с 2024 года)
Система внутреннего контроля (СВК)
В соответствии с требованиями ФНС
Ключевые вопросы для оценки готовности
Раскрытие показателей налоговой отчетности
  • Унифицирован ли учет в группе компаний?
  • Прозрачность и прослеживаемость до транзакций
СВК и методологические риски
  • Урегулирование спорных вопросов. Методологические риски
  • Какие контрольные процедуры следует формализовать, ввести или автоматизировать?
  • Совершенствование СВК
Автоматизация и информационное взаимодействие
  • Автоматизация ручных корректировок
  • Наполнение ЭХД и связь с транзакциями
  • Выбор способа информационного взаимодействия
Сроки
1
01.09.20ХХ
01.07.20ХХ
Подача заявления и регламента информационного взаимодействия
2
01.11.20ХХ
Принятие налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга
3
01.01.20ХХ+1
31.12.20ХХ+1
Период налогового мониторинга
4
01.10.20ХХ+2
Окончание налогового мониторинга
Камеральная налоговая проверка
Только в случае досрочного прекращения налогового мониторинга при условии, что не прошло трех месяцев с момента подачи декларации

Вместо КНП — увеличение срока налогового мониторинга на соразмерный срок на 3 и 6 (при возмещении) месяцев

    • представление декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом налогового мониторинга.
    • представление уточнённой декларации к уменьшению (увеличению убытка).
    • представление налоговой декларации по НДС и акцизам к возмещению.
    Выездная налоговая проверка
    Может быть проведена в случаях:
    • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг.
    • досрочное прекращение налогового мониторинга.
    • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа до 1 декабря следующего года. Предметом ВНП являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением. Решение выносится в течение 2х месяцев.
    • представление уточненной декларации к уменьшению в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится.
    Мотивированное мнение
    Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов
    1. По запросу организации — если есть неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства.
    2. По инициативе налогового органа — если установлены факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства.
    Предварительное уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения с правом организации представить пояснения и внести исправления. Может приниматься в течение всего срока проведения налогового мониторинга.
    Совершенствование СВК
    Начальный (1)
    0 – 20 баллов
    Процессы не определены, результат зависит от индивидуальных усилий участников системы внутреннего контроля организации. Не существует единых стандартов и принципов системы внутреннего контроля организации
    Определенный (2)
    21 – 40 баллов
    В организации определены базовые принципы и процессы системы внутреннего контроля организации. Формализованы основные процессы, которые используются для основных бизнес-процессов
    Контролируемый (3)
    41 – 60 баллов
    В организации внедрены системы, которые используются сотрудниками, руководство ориентировано на развитие системы внутреннего контроля организации. В организации определены и формализованы все процессы, связанные с функционированием системы внутреннего контроля организации
    Управляемый (4)
    61 – 80 баллов
    Процессы, стандарты системы внутреннего контроля организации интегрированы с другими бизнес-процессами и информационными системами организации. Решения в организации принимаются на основе системы аналитических показателей
    Совершенствуемый (5)
    81 – 100 баллов
    Характеризуется постоянным улучшением процессов системы внутреннего контроля организации. В организации осуществляется автоматический сбор данных для выявления рисков, их анализ и оценка для организации оптимальной системы управления рисками организации
    Варианты информационного взаимодействия
    «Витрина данных» для НМ
    • Приоритетно при затруднении в наглядной демонстрации сведений из учетных систем.
    • Позволяет применять единые подходы к представлению данных в группе компаний и масштабировать решение.
    • Представляется только информация, необходимая для налогового контроля.
    Прямой доступ к ERP-системе
    • Приоритетно при прозрачной учетной системе.
    • Потенциальное раскрытие информации, не имеющей отношение к налоговому контролю, вероятность демонстрации незакрытых периодов и операций.
    • Требуется доработка ERP-системы, что может вызвать сложности в работе существующих процессов.
    Участники НМ вправе использовать ТКС как способ информационного взаимодействия. Однако он рассматривается как переходный способ до 2024 и может комбинироваться с другими — витриной данных и прямым доступом.
    Александр Григорьев
    Руководитель департамента налоговых услуг
    Другие услуги
    © ФБК 2001— 2022